Даосская медитация также понимается в даосской традиции как основание для развития Бессмертного зародыша
(шэнтай-фа юцзи-чу, Sheng Tai Fa Yu Ji Chu). Это практическая работа, которая основана на выработке внутреннего усилия упорядочивания энергии и дыхания и на понимании природы внутренних ингредиентов, важнейшим из которых является овладение сознанием.
Работа с сознанием — приоритет в практике. Важно научиться питать сознание тем, что характеризуется внутренними процессами питания, дыхания, движения и созерцания. Задача сознания заключается не в пребывании в практике, а в овладении алхимической работой, где даже само очищение сознания относится к алхимическому процессу.
Даосская медитация исходит из двух важных принципов даосской алхимии: достижения невозвратности и совершенствования центра Ниван-гун, отвечающего за единение энергии цзин-шэнь и шэнь-цзин. Пока мы не заменим хаотичную энергии ци на совершенствуемую цзин, мы не сможем углубиться в практике и прийти к культивации энергии шэнь.
Контроль над цзин-ци и ци-цзин (чувствами и эмоциями) имеет разные условия функционирования мозга, работа с которыми важна для упорядочивания внутренней энергии. Эта практическая работа представляет собой важный этап на пути к сбережению духа в концепции сердце-ум.