Дзен — это великое японское искусство созерцания, вернее, проведение пути через созерцание. Это не просто созерцательная система, а искусство оперирования созерцанием. Это свойство делает дзен уникальным и самодостаточным, связанным исключительно с японской ментальностью. Поэтому не нужно сопоставлять дзен с историей, хоть он и является частью общей традиции буддизма. У дзен нет истории, у дзен есть ментальность.
Дзен стал уникальной практикой различных школ, учением особого понимания, где сочетаются покой (гармония), сосредоточение, дыхание и внутренняя сила. На уровне сознания, тела и энергии происходит отстранение от вещей и процессов, разрушающих наше развитие. Поэтому дзен можно считать учением, которое на практике противостоит низшему, а не просто ратует «за высшее».
Благодаря этим качествам существует сложность и в понимании, и даже в объяснении учения дзен, что упирается в ментальность восприятия. Например, разговоры о дзен в контексте просветления ничего не дают, так как для дзен это акт управления иррациональным, а не просто пребывание в нем. Если же говорить о дзен с позиции оперирования мозгом, то это искусство сохранения усилия невыразимого.