Тантра — понятие, которое принято связывать с индо-тибетскими традициями. Однако тантра сама определяет свое место везде и во всем, и все то, что выводит за пределы обыденности и ограничения, является тантрой. Следовательно, любая попытка ограничить ее или привязать к чему-либо обречена на неудачу, так как представление о тантре вроде бы и привязано к буддизму и индуизму, но при этом реально понятна она лишь тем, кто достиг преображения, которое и уводит за пределы определения.
Получается, что мы можем говорить о неких тантрических течениях лишь в контексте реального осуществления процесса преображения. При этом изучение и следование разными направлениями тантры, предлагаемыми различными мастерами, опирается на их опыт познания тантры. И тантра начинается уже там, где происходит даже объяснение тантры.
Загнать это явление в некое упорядоченное русло — бесполезное занятие, так как тантра, подобно шелкопряду, завязана на плетение процесса, а вернее, на его переживание. И скорее следует говорить не о попытке сопоставить алгоритмический рисунок этого пути, а о технике безопасности процесса неконтролируемого вбрасывания себя в переживание таинственности или в инициацию духовного развития.