Дэва-тантра Дэва-тантра — это естественное слияние с внутренней силой, направление в сторону постижения иной реальности. Это соприкосновение с природой, повышающей нашу тональность, естественная форма изменения, но не преобразования. Дэва-тантра раскрывает личностную тантрическую природу, реализует способность сознания и тела естественно находиться в преобразовании, что повышает свойства и качества в состоянии сновидения или покоя.
Название направления дэва-тантра связано с понятием «сиять» или «иллюминировать». Это сияние соотносится с изначальным сознанием, проявленным в одной из небесных сфер, способных коммуницировать с нами. То есть это вид тантры, который соотносится с изначальной всепорождающей силой.
Нам важно учитывать, что внутри нас есть источник, благодаря которому мы существуем. Он же, возможно, и наше конечное прибежище. Основное понимание тантры предполагает соединение времени и сознания, которое в дэва-тантре опирается на личностную природу. И коль скоро она привела нас сюда, она имеет изначальную созидающую силу. То есть задача тантрического пути — постижение этой созидающей силы, познание «нигамы» (nigama), истинной природы. С дэва-тантрой связана и интегральная концепция тантры, которая ведет к состоянию, выраженному словом «агама» (agama), то есть «прибытие».
Кубджика-тантра Кубджика-тантра представляет второй интегральный принцип, который можно обозначить как тонирование. Это способ соединения, отделения, сопоставления формы, состояние, позволяющее предотвратить разрушающие процессы. Это способ соединиться с энергией по примеру, скажем, традиции
тенага-далам, а также умение собрать силу, скрутить ее в сферу, круг, чтобы взращивать энергию внутри.
Кубджика-тантра позволяет познать форму, благодаря которой появляется все или разрушается все. Кубджика-тантра — это основа как для переживания наполнения силой, так и того, что лежит внутри других тантр. По сути, здесь раскрывается суть самой тантры, связанная с повышением состояния за счет скрепления внутренней силы, без чего невозможно достичь состояния садханы, или состояния внутреннего единения.
В традиции кубджика-тантры важнейшим является взаимодействие со своим духом, что позволяет эффективно взаимодействовать с пространством. Основу этого процесса составляет мистическое дыхание, необходимое для усиления или оживления многих систем организма с позиции развития их энергетического поля. Данный вид тантры совершенствует в первую очередь физическое состояние человека, преобразует и развивает энергетическое поле тела, приводит к формированию скрытой силы.
Практика этой разновидности тантры основана на развитии биоэлектричества, что позволяет выработать состояние, которое считается высшим духовным посвящением. С позиции тантры это искусство интеграции и переживания внутренней силы, что выводит на истинный принцип таковости (таттва). Эта истинная сила также понимается как ртуть, как особая форма фиксации — то, что скрепляет и формирует силу. Она может проявляться в разных аспектах тантрического искусства, йоги или в филиппинском целительском искусстве хилот.
Кумари-тантра Кумари-тантра — третья форма тантрического интегрирования, которую называют способом «испить правильный сок», или превратить процесс дыхания в потребление амриты. Это вид поглощающей тантры, выражающей общий смысл нашего состояния, при котором превалирует дыхание как вид питания.
Эта тантра с выраженным телесным восприятием, которую хорошо воспринимать как самостоятельное направление или через призму нескольких традиций:
- Кхмерская тантра — ориентирует на воспроизведение и потребление амриты;
- Випасана-тантра — практика созерцательного дыхания;
- Та-моко — полинезийская тантра.
Кумари-тантра выстраивает опору на дыхание для реализации работы с энергией и достижения внутреннего единения с телом и сознанием. Это направление тантры позволяет освоить неистощимый источник питания, необходимый для совершенствования тела.
Примером данной тантры является и тантрический
танец апсар.
Собственно, движения являют собой особый формат питания. Они, подобно продуктам
питания, рассматриваются с позиции преобразования и развития человека. Ну а сам прием пищи воспринимается как подношение. Адресатами подношения в первую очередь являются наше тело, сознание и дух. Кумари-тантра — важный тип тантры, который можно обозначить как вид взращивания себя до акта переживания. Важным аспектом является и формирование ментального отношения к самому понятию тантра, который и выращивается в путь гармонизации отношений со всем, с чем мы сталкиваемся. В какой-то степени кумари-тантра — это этика и эстетика тантрического пути с практической задачей установить контроль над дыханием. И здесь необходим правильный и последовательный опыт и, конечно, волевой акт.
Человек, который интересуется развитием через тантру, выявляет на своем практическом пути то, что именно и как питает его мозг. Но надо понимать, что тантрическое питание мозга возможно лишь когда мы не зависим от питания желудка.
И прежде всего нам надо уметь преобразовать основу питания, переключить его на дыхание, то есть сделать из дыхания питание, что и является питанием амритой. Кумари-тантра важна для нас с позиции процесса внутреннего роста и творения нашего внутреннего существа.
Сила человека исходит из того, что ее питает. Если мы не научимся питать тело дыханием, то и не сможем познать питание как источник ментальной силы. Следовательно, мы продолжим зависеть от животной силы. Именно ментальная сила формирует переживания, а не эмоции, что является качеством духовного процесса. В тантре это вид переживания, которое исходит из повышения тональности человека.
Маханирвана-тантраМаханирвана-тантра — это схема преображения. Данное направление тантры делает акцент на структуру действий, представляя космогонический танец Шакти как истинный тантрический процесс, направленный на гармонизацию. Маханирвана-тантра формирует направленный облик текучести, имеющей цельность, продолжение и наполнение.
Процесс слияния Шакти с Шивой считается самозабвенным объятием, не имеющим отличий ни в содержании, ни в функциях. Только познав неразделенное, мы освобождаемся от изменчивости. Истинная тантрическая субстанция — это сок, выжимаемый из сущности тантры, а не наше определение в отношении нее. Тантра — это внутреннее направленное усилие, соотносимое со стадией творения. Маханирвана-тантра отображает множественность, связанную с единым целым, на воды Ганги или Меконга, которые омывают и очищают наше тело и наш дух.
Таким образом, маханирвана-тантра — это вид обрядовой тантры, который характеризуется понятиями
дакшиначара (путь правой руки) и
вамачара (путь левой руки). В дакшиначаре главными источниками тантрической реки являются сознание и ментальность, а в вамачаре важен сам процесс творения, течение, которое соизмеряется с женской силой Шакти. За этими понятиями скрывается высший принцип слияния (
майтхуна) с силой, которая становится основным источником влечения к тантре. Эта сила состоит из пяти элементов:
- тело практикующего;
- течение энергии;
- удержание сознания;
- повышение тональности;
- слияние с практикой.
Со временем сложность в понятиях и практическом опыте привели к разделению тантры на два течения и их различные интерпретации, что вылилось в то, что дакшиначара направляет одних тантристов на аскетизм и умерщвление плоти, а вамачара ориентирует других на удовлетворение чувственных желаний. В результате, если не достичь слияния с силой, то тантра вынужденно распадается на множество направлений, зависящих от идеологических интерпретаций, а не от истинного единения.